Понятие Стихосложение (иначе версификация)
употребляется в двух значениях:
1.учение о принципах
стихотворной организации речи,
т.е. стиховедение;
2.в более точном смысле,
конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, элементов,
лежащих в основе конкретной стихотворной системы.
Общие понятия
В основе стихотворной речи лежит прежде всего
определенный ритмический
принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего
в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении
принципов, строящих стихотворный ритм. С этой точки зрения системы
стихосложения распределяются на две основные группы: количественное(квантитативное)
стихосложение и качественное(квалитативное) стихосложение.
Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится
к собственно ритму. Если, с одной стороны, известная ритмичность вообще присуща
речи в силу физиологических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на более
или менее равномерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическая организация
речи возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующих и
усиливающих ритмичность работы.
Теряя непосредственную связь с трудовым процессом, ритм речи теряет также
первоначальное производственное содержание и постепенно приобретает новое,
взаимоотносясь с языковыми и музыкальными средствами смысловой выразительности.
Стих определяется т.о. не просто ритмической схемой, но взаимодействием ритма и
интонации: музыкальной и речевой/смысловой.
В дальнейшем развитии стих освобождается и от музыкальной интонации, от
напева, сочетая ритм только со средствами речевой выразительности. Такое
удаление стиха от песенности к разговорности вызывается общими социальными
условиями, приводящими к развитию индивидуального
(позднее письменного) творчества, устраняющими возможность только устного,
напевного исполнения художественных произведений, и т. д. Т.о. стих
из песенного становится говорным, то есть переходит от музыкально-речевых средств
передачи содержания речи к средствам только речевым. Это приводит к
существенным изменениям в самих структурных принципах стиха.
Квантитативная (количественная) система стихосложения есть система
песенного стиха, при которой ритмические единицы соизмеряются по количеству,
долготе «музыкально-совпадающих» элементов. Таково напр. античное или русское
народное стихосложение, где в основе ритмической соизмеримости лежит принцип
изохронности, временной однородности повторяющихся единиц ритма.
В отличие от квантитативной системы качественные (квалитативные)
лишены принципа изохронности и средств музыкальной
выразительности вообще. Ритмические единицы здесь соизмеряются по порядку и
однородности, в первую очередь по акцентам.
Две стихотворные фразы: 1) «Что́ же ты,
лучи́нушка, не я́-а-сно гори́шь» (песенный стих) и 2) «Я ма́ло жи́л, я жи́л в
плену́» (говорной стих) отличаются принципиально. В первом случае
содержание речи, эмоциональная окраска реализуются не только языковыми
средствами, но и музыкальными — изменением тона, растяжением слога
и т. п. Во втором случае только речевыми
средствами — порядком слов, ударением фразовым, ударением собственно слов.
Очевидно, что квантитативные, то есть
музыкально-речевые системы стихосложения более архаичны, чем акцентные, и часто
последними заменяются. Так осуществляется переход от античной системы стихосложения к системе средневековья, в которой количественный принцип уступает
акцентному. Уже со второй половины IV в. авторы, трактующие системы
стихосложения (Диомед,
Ars grammatica; Беда Достопочтенный, De metrica arte),
противопоставляют классическим «метрам» современные «ритмы» как стихи, ритм которых основан на
«гармоническом расположении слов, проверенном судом ушей, не в силу метрической
точки зрения [то есть количественной], а под углом зрения счисляемых
ударений [то есть акцентов], как это имеет место напр. в песнях простонародных
поэтов».
Ритм стиха реализуется только в определенной
словесной и интонационно-синтаксической системе. Поэтому рассмотренные выше два
основных типа стихосложения конкретно существуют в определенных языках, получая
реальное звучание и конкретный характер в зависимости от характера языка.
Отсюда практически речь может идти о греческой системе стихосложения,
латинской, русской, французской и т. д.
С другой стороны, обе системы стихосложения могут
давать и те или иные субсистемы. Так, в пределах качественной, акцентной,
говорной системы различаются силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая субсистемы, в свою очередь
дающие такие модификации, как напр. вольный стих, белый стих. То обстоятельство что носителем ударения в
языке является слово, и то что в некоторых языках слово совпадает со слогом,
приводит к созданию субсистем, основанных на счете слов (напр. восточное
стихосложение, построенное на параллелизме).